среда, 10 сентября 2008 г.

Большая стирка

Сегодня я хочу поделиться одной важной статьей кандидата химических наук Александра Шумовского. Вот она.

Даже если вы никогда не переползали границу по-пластунски, никому не подсыпали цианистый калий, не били чужую машину и не плевали мимо урны, все равно, почти каждый день вы совершаете то, что строго-настрого запрещено во многих странах мира. Ведь вы пользуетесь стиральным порошком? Нет, конечно, американские хозяйки, так же, как и воронежские мамаши или ивановские ткачихи, замачивают носки в «Тайде», а немки усердно драят джинсы в «Ариэле». Но в той же Германии эти порошки производятся совсем по другому рецепту, чем те, что изготавливаются в России и для России. Когда нас называют страной третьего мира, мы возмущаемся. В глубине души каждый уверен, что рангом мы все-таки повыше. Но факт остается фактом. Крупные промышленные компании все чаще вывозят к нам производство и технологии, которые у них на родине запрещены. У нас-то все можно. И к отечественным гигантам, делающим свое черное дело, прибавились еще и иностранные концерны. Наше законодательство куда мягче и неприхотливей.

Все российские хозяйки во главе с Эммой Петровной, сами того не зная, являются злостными отравительницами окружающей среды. Больше половины стиральных порошков, которыми они пользуются, содержат вещество, особо опасное для водного бассейна - триполифосфат натрия. Его содержание в порошке колеблется от 15 до 40 процентов. При стирке ТПФ уменьшает жесткость воды и улучшает моющее действие порошка. Но на Западе те же самые производители стиральных порошков уже давно нашли средства с аналогичными свойствами и без тех побочных эффектов, которыми славен триполифосфат натрия.

Главная способность ТПФ — мастерски проходить даже через самые современные очистные сооружения. Триполифосфат прямиком попадает в реки и озера. Вот тут-то отходы от всех стирок начинают вершить свое поистине черное дело. Триполифосфат, накопившись в воде, начинает действовать как удобрения. «Урожай» водорослей в водоемах растет не по дням, а по часам.

Всего один грамм триполифосфата натрия стимулирует образование 5-10 килограммов водорослей! Точных данных по объемам потребления стиральных порошков в России нет. Известно только, что в 1987 году для всего Советского Союза хватило 1,5 миллиона тонн стиральных порошков. Ученые считают, что сейчас россияне тратят на постирушки около 1 миллиона тонн. Даже без калькулятора можно подсчитать, что ежегодно в российские реки, озера и моря попадает 300-400 тысяч тонн триполифосфата натрия. На этой гадости, как на дрожжах, могли бы вырасти от полутора до четырех миллиардов тонн водорослей. От экологической катастрофы Россию спасает то, что для роста и развития водорослей нужны свет и тепло.

И все же, несмотря на мутную и холодную воду, процесс идет, фосфаты накапливаются, водоросли растут. «Цветет» Волга, особенно в нижнем течении, цветут другие реки — и большие, и маленькие. На природу отрава из пачки стирального порошка действует медленно, но верно. В 1965 г. в одном кубическом метре черноморской воды было не более 50 грамм микроорганизмов. Сейчас их в 20 раз больше.

Что это принесет Черному морю — обывателю неведомо. Ну подумаешь, водоросли. Трава травой. Когда купаешься, их можно ногой отогнать. Однако при таком бурном цветении скоро и искупаться негде будет. Ведь водоросли, разлагаясь, будут выделять в страшных количествах метан, аммиак, сероводород. Мы-то с вами выживем, а все, кто живет в воде, сдохнут.

Фосфаты «благотворно» влияют не только на водоросли. Активно расти начинает и планктон. А чем больше в воде всякой взвеси, тем меньше шансов использовать реки и водоемы в качестве источников питьевой воды. Воду защитить можно. Надо ли строить дорогостоящие блоки химического выделения фосфатов в составе очистных сооружений или удалить фосфаты из стиральных порошков? Во всем мире предпочитают второе. Во многих странах выпуск порошков с использованием фосфатов сначала ограничили, а потом и вовсе запретили.

В настоящее время в Германии, Италии, Австрии, Норвегии, Швейцарии и Нидерландах стирают только порошками без фосфатов. В Бельгии более 80% порошков бесфосфатные, в Дании — 54%, Финляндии и Швеции — 40, Франции — 30, Великобритании и Испании — 25, Греции и Португалии — 15%. В Японии уже к 1986 году в стиральных порошках фосфатов не было вообще, потому что шестью годами раньше антифосфатные законы были приняты в 42 из 48 префектур. Законы о запрещении фосфатов в стирально-моющих средствах действуют в Республике Корея, на Тайване, в Гонконге, Таиланде и в Южно-Африканской Республике. В США такие запреты охватывают более трети штатов. И ничего, перебоев со стиральными порошками ни в одной из этих стран замечено не было. Просто производители нашли, как приспособиться к новым жестким требованиям.

Взамен фосфатов в стиральные порошки вводят биологически инертные, экологически безопасные вещества — цеолиты. Используют их уже около четверти века. Опыт показал их преимущества и подтвердил безвредность. Это — во всем цивилизованном мире. Но те же фирмы, которые в своих странах выпускают бесфосфатные порошки с цеолитом, в России под теми же торговыми марками производят порошки с фосфатами. Так, очень хорошо известная фирма «Проктер энд Гэмбл» у себя в США еще в 80-е годы производила «Ариэль» с уменьшенным содержанием фосфатов и вообще без них. И у себя дома, где об экологии заботиться престижно и модно, даже крупнейшие производители признают, что альтернативы порошкам с цеолитами просто нет. Однако для России на принадлежащем фирме «Новомосковскбытхиме» производится «Ариэль», «Тайд», «Тикс», «Миф» с фосфатами. А уж производители отечественных порошков о вреде фосфатов и слушать не хотят. У них то свет грозят выключить, то зарплату задерживают — и так, в общем, забот полон рот. Да и всю жизнь наши российские заводы производили фосфатные порошки. С какой стати они станут что-то менять. Тем более что себестоимость порошка с цеолитом вырастает процентов на 20.

Уж если свои не чешутся, что уж иностранцам-то из кожи вон лезть. Не менее известный «Хенкель» (Германия) на своих заводах в Тосно (ПО «Эра») и Энгельсе (СП «Совхенк») забывает о собственных достижениях. Бесфосфатный порошок «Диксан» немцы умеют производить аж с 1983 года.

Понятно, что не американцам и немцам печься о состояние наших рек. А Комитет по охране природы РФ хранит молчание, которое удивляет и пугает. Еще год назад ученые в письме в комитет предложили как можно скорее законодательно ограничить использование фосфатов в стирально-моющих средствах. Такие же предложения были направлены в Госдуму. Ответов, само собой, нет.

Видимо, для России это неактуально и неинтересно. Конечно, если остаток дней своих предполагается провести в Швейцарии, где законы о запрете фосфатов действуют уже много лет, то думать о защите отечественных рек незачем...

Не хотелось бы завершать эту публикацию такой грустной нотой:)

Конечно, нам не потягаться с комитетом по охране природы РФ, но есть одна хорошая новость!

Внести свою лепту в изменение существующей ситуации мы с Вами можем уже сейчас. Весомую и ощутимую! Бесфосфатные порошки по выгодной цене здесь>>

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Привет, друзья, я просто хочу использовать эту возможность, чтобы поблагодарить этого великого кредитного специалиста г-на Бена Ли, который помог мне с ссудой. Мне очень требовались 7 000 000 долларов США, поэтому меня представили г-ну Бену Ли, кредитному специалисту, поэтому я связался с его электронной почтой и получил сумму кредита в размере 7 000 000,00 долларов США. Я посоветую всем, кто нуждается в ссуде, обращаться по электронной почте: 247officedept@gmail.com. Или вы можете отправить его по телефону + 1-989-394-3740.